
5-416/2022
УИД 56RS0030-01-2022-002169-10
Резолютивная часть оглашена 10 июня 2022 года
Мотивированное постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2022 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июня 2022 года г. Оренбург
Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Горбачева Т.В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Приказчикова А.А. и его защитника Михаель В.П.,
при секретаре Шутенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в отношении
Приказчикова А.А., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Приказчиков А.А., находясь в здании, расположенном по адресу: <адрес>, разместил в социальной сети <данные изъяты> в открытом публичном доступе <данные изъяты> видеозапись с его личным участием с наименованием <данные изъяты> содержащую озвученные от его имени неоднократные вербальные выражения речи, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которую публично демонстрировал неограниченному кругу лиц, тем самым совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть протокол в отсутствие указанного лица.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Приказчиков А.А. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, находясь в организованном им музее Защитников Отечества по адресу: <адрес>, в социальной сети <данные изъяты> на своей странице в открытом доступе разместил указанную видеозапись, которая содержит его личное субъективное мнение по поводу происходящих событий на Украине. Данная видеозапись не содержит выражений, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Он открыто выразил свои мысли о политических событиях, о том, что в настоящее время Россия совершает военные захватнические действия на территории Украины, ведется война и захват территории Украины, которую необходимо прекратить, происходящие события на Украине он воспринимает как ужас и катастрофу, осуждает политику руководства страны.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Михаель В.П. в судебном заседании полностью поддержал позицию Приказчикова А.А., просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава и события административного правонарушения. Полагает, что в протоколе об административном правонарушении не описаны и не раскрыты действия Приказчикова А.А., являющиеся противоправными, не конкретизировано предъявленное Приказчикову А.А. обвинение.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 20.3.3 (дата опубликования ДД.ММ.ГГГГ, официальный интернет-портал: www.pravo.gov.ru.№).
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, административным правонарушением являются публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ, к ведению Совета Федерации относится, в том числе, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории РФ.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания РФ №-СФ от ДД.ММ.ГГГГ дано согласие Президенту РФ в соответствии с ч. 1 ст. 102 Конституции РФ на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания РФ №-СФ от ДД.ММ.ГГГГ Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
На основании ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный Закон № 54-ФЗ).
Согласно ст. 3 Федерального Закона № 54-ФЗ, одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции РФ, названного Федерального закона, иных законодательных актов РФ.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо в сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Судом достоверно установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> Приказчиков А.А., находясь в здании, расположенном по адресу: <адрес>, разместил в социальной сети <данные изъяты> в открытом публичном доступе («<данные изъяты> видеозапись с его личным участием с наименованием <данные изъяты> содержащую озвученные от его имени неоднократные вербальные выражения речи, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которую публично демонстрировал неограниченному кругу лиц, тем самым совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и виновность Приказчикова А.А. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом 56 № АА 897571 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении Приказчикова А.А., которому разъяснены права, вручена копия протокола, о чем свидетельствуют его подписи;
- письменным объяснением Приказчикова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он является пользователем социальной сети <данные изъяты> использует интернет-страницу («<данные изъяты> доступ к которой является открытым для неограниченного круга лиц. ДД.ММ.ГГГГ на своей странице «Приказчиков А.А.» <данные изъяты> в разделе видеозаписи он разместил видеозапись, засняв себя на видео, где высказал свое личное мнение по поводу происходящего в стране и по поводу специальной военной операции, с названием <данные изъяты> Его полный текст в видеозаписи, который указан в материале проверки, он полностью подтверждает. Высказывая свою гражданскую позицию, он расценивает действия государственной власти РФ как преступные действия, относится к ним негативно, считает неправильным нападать с войной на другие страны, негативно относится к использованию Вооруженных сил РФ на территории Украины;
- рапортом старшего оперуполномоченного по ОВД ЦПЭ УМВД России по Оренбургской области ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга социальной сети <данные изъяты> обнаружен аккаунт с наименованием «Приказчиков А.А.» «<данные изъяты> в котором ДД.ММ.ГГГГ указанный пользователь опубликовал видеозапись с названием «<данные изъяты> которая предварительно дискредитирует использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Пользователем указанного аккаунта является Приказчиков А.А., в действиях которого усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ;
- протоколом осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей к нему и стенограммой размещенной видеозаписи с названием «Думайте! И прекратите бояться! Нам уже и нечего бояться! Только ядерной войны! И не обманывайте сами себя! Не мир принес народам Путин-Освободитель», согласно которым ДД.ММ.ГГГГ в присутствии двух понятых произведен осмотр аккаунта социальной сети <данные изъяты> с наименованием «Приказчиков А.А.» <данные изъяты> в котором в открытом доступе для неограниченного круга лиц размещена видеозапись с названием <данные изъяты>, в которой Приказчиков А.А. озвучивает от своего имени неоднократные вербальные выражения речи, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности;
- пояснениями Приказчикова А.А. в судебном заседании, не отрицавшего фактические обстоятельства размещения в открытом доступе для неограниченного круга лиц на своей социальной странице сети «Вконтакте» видеозаписи, в которой он выражает мысли о проведении РФ военных захватнических действий на территории Украины, осуждая указанные действия и оценивая их как негативные;
- карточкой об административных правонарушениях в отношении Приказчикова А.А.
Оснований не доверять представленным в материалах дела доказательствам не имеется.
Протокол об административном правонарушении в отношении Приказчикова А.А. составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем в полном объеме отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе о событии административного правонарушения. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ, Приказчикову А.А. разъяснялись.
Указанные выше доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а их совокупность является достаточной для принятия решения по делу.
Доводы Приказчикова А.А. и его защитника об отсутствии в действиях Приказчикова А.А. состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, в связи с отсутствием у него цели дискредитировать использование Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, несостоятельны.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения могут образовывать любые публичные действия, в том числе делающие информацию, направленную на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, доступной для восприятия неограниченного круга лиц, в том числе размещение видеозаписи на открытой странице в социальной сети «Вконтакте». Целью действия является подрыв в глазах иных лиц достоинства и авторитета, в данном случае Вооруженных Сил РФ при участии в специальной операции по защите интересов РФ и ее граждан.
В настоящее время Вооруженные Силы РФ используются на территории Украины в целях защиты интересов РФ, граждан Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, поддержания и восстановления международного мира и безопасности на основе общепризнанных принципов и норм международного права, следовательно, ссылка на иные военные действия, несостоятельна.
Содержание видеозаписи, размещенной Приказчиковым А.А., искажает цели и задачи проведения Вооруженными Силами РФ специальной военной операции на территории Украины и дискредитирует их использование в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания и восстановления международного мира и безопасности.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении указания на дословный перечень конкретных речевых оборотов и выражений, использованных на видеозаписи, и дискредитирующих использование Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, не свидетельствует о невиновности и об отсутствии в действиях Приказчикова А.А. состава административного правонарушения. Длительность видеозаписи составляет более 40 минут, при этом имеющаяся в деле стенограмма размещенной видеозаписи содержит ее буквальное текстовое воспроизведение, что позволяет установить и досконально конкретизировать перечень и содержание озвученных Приказчиковым А.А. выражений.
Позиция Приказчикова А.А. о том, что, размещая данную видеозапись в сетях общего пользования, он выражал свое личное мнение по поводу происходящих политических событий, что не запрещено законом, является ошибочной и расценивается судом как способ его защиты от административной ответственности за содеянное.
Согласно материалам дела, Приказчиков А.А. публично демонстрировал видеозапись, содержащую озвученные от его имени неоднократные вербальные выражения речи, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, путем ее размещения в сети общего пользования – в социальной сети «Вконтакте» на странице, открытой для неограниченного круга лиц. В судебном заседании Приказчиков А.А. не отрицал, что видеозапись была размещена в социальной сети на аккаунте, доступ к которому не ограничен и открыт для неограниченного круга лиц, в данной видеозаписи он выразил свое несогласие со специальной военной операцией, проводимой РФ в Украине.
Вопреки доводам жалобы, об умысле Приказчикова А.А. на совершение указанного административного правонарушения свидетельствуют как фактические совершенные действия последнего, так и его письменные объяснения, а также пояснения в судебном заседании о содержании и цели размещенной в интернете видеозаписи.
Учитывая изложенное, совокупность указанных доказательств однозначно свидетельствует о том, что Приказчиков А.А. совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что правонарушение и виновность Приказчикова А.А. в его совершении доказаны, и квалифицирует действия Приказчикова А.А. по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, - как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает пенсионный возраст Приказчикова А.А. и его материальное положение, участие в боевых действиях, наличие наград и орденов, положительную характеристику от <данные изъяты>
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание данные, подтверждающие действительную необходимость применения к Приказчикову А.А. меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, считаю необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Оснований для освобождения Приказчикова А.А. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду его малозначительности не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 20.3.3 ч. 1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
признать Приказчикова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Разъяснить Приказчикову А.А., что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня исчисления срока отсрочки или срока рассрочки. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Денежные средства перечислить по следующим реквизитам: УИН 18880456220008975718, УФК по Оренбургской области (ОП № 4 по г. Оренбургу), КПП 561001001, ИНН 5610044618, ОП № 4 по г. Оренбургу, ОКТМО 53701000, номер счета получателя 03100643000000015300 в отделение Оренбург банка России// УФК по Оренбургской области, БИК 015354008, к/с 40102810545370000045, КБК 18811601201019000140, наименование платежа: штраф, плательщик Приказчикова А.А..
В силу ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.В. Горбачева